Подвиг Архипа Осипова
- Главная
- Статьи
19 февраля 1840 года мятежные горцы окружили форт Лазарева на Черноморской береговой линии. Он к тому времени был ещё не достроен и не оснащён артиллерией. Гарнизон состоял из 4-й мушкетёрской роты Тенгинского пехотного полка, в которой было не более 100 человек. Командир этой роты, капитан Марченко, ещё ни разу не участвовал в боях.
Выйдя рано утром бить зорю, барабанщик увидел неприятеля и поднял тревогу, но было уже поздно. Горцы ворвались в укрепление, бросились к офицерскому флигелю и казармам, уничтожили почти весь гарнизон, уведя в плен 16 человек.
Этот неожиданный успех ободрил мятежников, и 13 марта они захватили укрепление Вельяминовское. А 29-го лазутчик-черкес дал знать, что отряд горцев численностью около 12 тысяч человек собирается напасть и на укрепление Михайловское станицы Вуланской. В Михайловском на тот момент было всего до 500 солдат. Начальник сводного гарнизона штабс-капитан 5-го Черноморского линейного батальона Николай Константинович Лико, пользовавшийся всеобщей любовью и уважением, уже получил известие о падении фортов Лазаревский и Вельяминовский. Зная, что в его гарнизоне много больных и он не в состоянии держать круговую оборону, Лико разделил укрепления станицы на две части углублённым фортификационным сооружением, с которого можно обстреливать тыльную сторону главной ограды.
Собрав всех офицеров и нижние чины, командир объявил им об угрожающей опасности, напомнил о присяге Царю и Отечеству и данном воинами обещании начальнику Черноморской линии генералу Раевскому не сдаваться живыми, в крайнем случае, взорвать пороховой погреб и погибнуть вместе с неприятелем. «Есть ли добровольцы для этого дела?» — осведомился Лико. Вперед вышел рядовой Тенгинского полка Архип Осипов.
Он родился в 1802 году в селе Каменка Липовецкого уезда Киевской губернии. В 1820 году был принят рекрутом на военную службу в Крымский пехотный полк. Ничего геройского, казалось, в этом крестьянском парне не было. Служба его откровенно тяготила. На втором году он вместе с другим новобранцем, Никифором Нагарнюком, совершил побег и был приговорён судом к тяжёлому наказанию — тысяче ударов шпицрутенами, но освобождён от него, так как вернулся в полк добровольно. Со временем Осипов сжился с армейскими порядками, стал умелым воином, участвовал в победных войнах с Персией (1826-1828 гг.) и Турцией (1828-1829 гг.), был награждён медалями за боевую доблесть. В 1834 году направлен в Тенгинский пехотный полк.
Сослуживцы знали Осипова как человека набожного, серьёзного, смелого, хорошего солдата и товарища. По описаниям современников, он был высокого роста, сероглазый, с продолговатым лицом, обрамлённым тёмно-русыми волосами. О намерении Осипова было объявлено всему гарнизону. В присутствии Лико и других офицеров он дал присягу, что подожжет порох лишь тогда, когда горцы будут сбивать замок на погребе. С вечера 30 марта каждую ночь в 12 часов весь гарнизон выходил на бастионы, а Осипов запирался в пороховом погребе.
Ранним утром 3-го апреля 1840 года один из часовых заметил приближение горцев и сообщил об этом фельдфебелю Харитону Комлеву. Тот приказал стрелять. Первый приступ был отбит картечью и ружейным огнём, а после второго тенгинцы ударили в штыки и отбросили противника. Архип Осипов во время штурма не сидел в погребе — он сначала носил на бастионы боеприпасы, затем, подобрав ружьё убитого солдата, принял участие в бою. Но силы были слишком неравны, и к 10 часам утра, перебив практически всех защитников укрепления, горцы ворвались в Михайловское. Они очень нуждались в порохе и пулях, поэтому сразу бросились к пороховому погребу и стали сбивать замки с дверей его. Около трёх тысяч человек окружили погреб, забрались на крышу.
Внутри погреба у открытой пороховой бочки стоял с зажжённым факелом в руке Архип Осипов и молился Богу. Последние слова, которые он прокричал сквозь запертую дверь однополчанам, были: «Пора, братцы! Кто останется жив — помните моё дело». Услышав лязг сбиваемых замков, Осипов осенил себя в последний раз крестным знамением и опустил факел в бочку. Раздался страшный взрыв. Три тысячи мятежников были буквально разорваны в клочья. Тем же, кто остался в живых, достались от Михайловского укрепления лишь развалины. Православный русский воин Архип Осипов исполнил свой долг. За свой безпримерный подвиг он впервые в истории русской армии был навечно зачислен в списки полка.
В приказе №79 военного министра А.И. Чернышева говорилось: «Для увековечения же памяти о достохвальном подвиге рядового Архипа Осипова, который семейства не имел, Его Императорское Величество высочайше повелеть соизволил сохранить навсегда имя его в списках 1-й гренадерской роты Тенгинского пехотного полка, считая его первым рядовым, и на всех перекличках при спросе это-го имени первому за ним рядовому отвечать: "Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении"».
Метод Корнелла: как и где использовать?
Метод Корнелла наводит порядок в хаотичных студенческих записях и позволяет легко подготовиться к экзаменам.
Двадцать семь таинственных и интересных мест Подмосковья
Интересная информация для тех, кто любит путешествовать не по известным всем достопримечательностям, а по загадочным местам, в которые попасть может далеко не всякий.
Пять отличных московских кулианарий
Говяжьи стейки, банановый хлеб и другие готовые блюда, которые можно купить навынос
Коммунисты поймали Грудинина на «левых» миллионах
Кампания Павла Грудинина, кандидата в президенты от КПРФ, как известно, построена на том, что если он и не «тру-коммунист», все же членом партии он не является, то уж точно относится к такому явлению, как «патриотический бизнес».